Метро
– Видите? – кивнул Сергей Сергеевич на барельеф над эскалатором. – Две толпы идут навстречу друг другу.
Справа: сталевар с кочергой, академик с бородой, солдат с автоматом, какой-то добродушный старичок в очках на лбу и кожаном переднике – видимо, прозектор…
Слева: колхозница со снопом, пионер с планером, водолаз, летчик в унтах…
Сознавая условность искусства, задам, тем не менее, вопрос: отчего у этих людей на лицах – радость и ожидание встречи?
Что скажет академик колхознице, прозектор – пионеру? – Сергей Сергеевич поднял палец:
– А они друг с другом разговаривать и не собираются.
Идут они к Сталину: он в центре стоял, пока в пятьдесят третьем не скинули.
Каждый подходит к вождю, докладывает. И – уходит.
Или его уводит солдат.
Конечно: тоталитаризм, – Сергей Сергеевич прошел через турникет. – Не дай бог вождю доклад подошедшего не понравится…
Но этим-то, – рассказчик кивнул на двух полицаев, вылавливающих из толпы пьяных мужчин поприличней, – тоже в лапы лучше не попадаться!
Да, лицо у водолаза чересчур доверчивое…
Но эти-то, – Сергей Сергеевич оглянулся на прущий сзади народ, – вообще не верят никому.
Да, нынче свобода…
Но!
Солдат – добрый, колхозница – добрая…
У старичка-прозектора – и у того глазенки смеются!
Впрочем… – Сергей Сергеевич, прищурившись, оглядел людей, которые, толкая его, шли к эскалатору. – Надеюсь, скоро им укажут:
куда идти,
к кому идти,
зачем идти,
И они заулыбаются.
Печенкой чувствую: заулыбаются, – твердо повторил рассказчик. Ступил на эскалатор.
И с достоинством поплыл в бездну.