Как Достоевский и Штирлиц взорвали макаронную фабрику
– А вы, Наташа, – Наполеон, – сказал он мне доверительно.
– В моей обширной психиатрической практике такое впервые, – хмыкнула я, не отрываясь от своих пробирок. – Себя в Наполеоны производили, это бывало. Но чтоб других! Это вы щедро.
Насчет психиатрической практики я почти не приврала: среди моих бывших знакомых попадались исключительные типы, через одного – мания величия. Почему я в конце концов ушла с кафедры и устроилась в частной химической лаборатории, арендовавшей подвальчик на территории макаронной фабрики.
Михаил Ефимович, начальник лаборатории, занимался огнетушащими порошками. И довольно успешно сбывал свои разработки за рубеж. Последняя его теория была – «взрыв как средство тушения пожара». И что-то у нас не взрывалось или взрывалось не так, как шефу хотелось. Вот он и пригласил этого Кравцова – для увеличения интенсивности труда.
Кравцов представился социоником. Задурил Ефимычу голову совершенно. Собрал всю нашу шарашку и прочел лекцию.
– Человечество, – говорит, – делится на шестнадцать типов. Одни типы в паре работают прекрасно, а другие, наоборот, отталкиваются, ссорятся и все портят. Соционика как раз изучает, как подобрать пары в коллективе, чтобы увеличить коэффициент производительности всего.
Короче, мы не так сидим. И стал он нас тасовать, словно квартет дедушки Крылова.
Но сначала через компьютер протестировал. Кучу болванских вопросов назадавал («Любите ли вы сыр?» – «да» – 3 балла, «нет» – 24 балла) и на всех ярлыки навесил: психотип Гамлет, психотип Робеспьер, психотип Дон-Кихот.
Я, значит, Наполеоном оказалась. Не люблю сыра. И ко мне за рабочий стол подсадили вместо старательной Верочки (психотип Гексли, любит сыр) разгильдяя Семирадского (психотип Бальзак, любит все).
– Нет, – сразу сказала я Семирадскому. – Даже и не думай! Спирт нам не для того даден, чтобы ты себе с утра настроение поднимал!
– Ну давай в обед тяпнем! – продемонстрировал Семирадский стремление к взаимопониманию и сотрудничеству. И толкнул меня под локоть, отчего жидкость в пробирке окрасилась вместо запланированного изумрудного в цвет портвейна «Приморский».
– Во, видишь! Случай – парадоксов друг! Так и совершаются открытия!
– Парадоксов друг – гений, – парировала я, брезгливо принюхиваясь к пробирке. Пахло тоже почему-то «Приморским».
– Не уважаешь ты меня, – развалился в кресле Бальзак. – А ведь я твой дуал. Оптимальный партнер. Слышала? Мы с тобой – диада. Союз взаимодополняющих партнеров. Ты реализуешь себя, действуя по аспектам своей сильной функции, а я – по аспектам своей. Люди думают ментальными кольцами, а действуют витальными. Ты думаешь – я действую, я думаю – ты действуешь...
– Это с кем ты сейчас говорил? – переспросила я, прикидывая, что будет, если вылить пробирку в раковину. А вдруг взорвется? Вообще-то нам и надо, чтоб взрывалось…
Отвлек меня тихий плач за фанерной перегородкой. Я укрепила подозрительную пробирку в штативе и отправилась на разведку, предварительно предупредив своего дуала, чтоб не смел покушаться на спирт. У меня все записано!
– Слушаю, мой император! – заржал Семирадский. – Дрожание твоей левой ноги есть великий признак!
Плакала Верочка. Она не хотела быть Гексли. Она не знала, кто это такой.
– И потом, все – парами, а я одна. Шитиков – с Марейко, Семенова – с Куц…
– Как это – Семенова с Куц? – я выпала в осадок, что для химички вполне естественно. «Ис-сессно», – как говорит как раз Семенова.
– Ну… – высморкалась Верочка. – Этот соционик сказал, что Куц – Достоевский, а Семенова – Штирлиц. И что… Дальше я не помню.
– Дура ты, хоть и Гексли! – Семирадский – Бальзак заслонил своей бесцеремонной тушей дверной проем. – Это же элементарно! Они – дуалки. Достоевский – знаток человеческих душ. Информацию он воспринимает на суггестивном уровне…
Верочка опять начала всхлипывать. Ей не понравилось слово «суггестивный».
– Не реви! – Семирадский вытер заплаканное личико Верочки прямо ладонью. По-моему, он все-таки добрался до стратегических запасов. – Ничего тут страшного нет. Муза Михайловна Куц, в смысле Достоевский, и в самом деле все про всех знает и всем сочувствует. То есть трактует информацию по законам белой этики.
– Ага! – подключилась я. – Но Семенова-то все перетолкует по аспектам черной логики! Она же интриганка! Ей же все стараются ничего не рассказывать! А Музочке нашей платок на роток не накинешь…
– Что будет! Что будет! – мы потопали в загородку, где обустроились Штирлиц и Достоевский.
Муза Михайловна чертила какой-то график. Кира Семенова уютно дремала в кресле.
– Сказала, что запрограммировала себя на двадцать минут сна. Ей после короткого отдыха лучше думается, – умиленным шепотом проинформировала нас Музочка. – Второй час спит. Да и как не поспать? Дело молодое. Вчера в третьем часу ночи на «БМВ» к подъезду подвезли. Не иначе из казино…
Достоевский вздохнула не без зависти. Откуда у нее такие сведения – уму непостижимо. Штирлиц лишней информации не выдает никому, а живут дуалки в разных концах города. Экстрасенсорика, что ли? На суггестивном уровне.
– Пусть спит, работы пока немного, – продолжала журчать Муза Михайловна. – Я вот за Гамлета беспокоюсь. Диму Шитикова... Он же у нас медлительный такой… Нерешительный… Ему раскачаться надо. Вы знаете, девочки, Дима уже почти нашел решение. Но стесняется пока Ефимычу показывать… Вдруг где-то просчет? А тут ему в пару Жукова дали…
– Ваньку? – я совсем уже перестала соображать.
– Ну да, Ивана Алексеича… В смысле, маршала Жукова… Который Марейко, – запуталась и Муза. – А он же нам по конверсии достался. Командует. Ать-два налево! Дима тонкий, с ним так нельзя. Он солдафонства не выносит. Хотя Ивана Алексеича тоже можно пожалеть. Не маршал, конечно, но все-таки майор. Привык к субординации. А тут – Дима. На нем играть нельзя, он не военная флейта.
За моей спиной что-то тихо скрипнуло. Я оглянулась. Штирлиц таки освежила свои мозги сном и шпионски-незаметно смылась из комнаты. Ничего хорошего это внезапное исчезновение не сулило. У меня что-то задергалось под левой коленкой.
Так и есть. В коридоре раздались людская молвь и конский топ. Топал Жуков, то есть Марейко. Он удивительно напоминал конный памятник кому-то. Ну да, собственно Жукову. Но не тому, который Марейко, а маршалу. Вы когда-нибудь пробовали метаться в гневе? А строевым шагом? На это стоит посмотреть.
– Значит, я – «ать-два налево»? Солдафон? Тупая военщина? На флейте играю?
– При чем здесь флейта? – недоумевал Дима. Он был тучен и задыхался.
– Скажите еще, что и вы здесь ни при чем! – параллельно с Жуковым по коридору метался в гневе Михаил Ефимович. – Скрывать от меня свои разработки! Когда я весь на нервах! Когда заказчики оборвали все телефоны!
– Ать-два? Ать-два? – рычал Жуков, топая, как рота на плацу. – Субор-р-р-динация вам не нравится?
– Я все понял! Мне открыли глаза! – вел свою партию Ефимыч. – Вы хотите воспользоваться моими связями! Вы хотите один огрести все денежки! А я же вас финансировал! Предоставил реактивы и помещение! В конце концов, подбросил идею!
– Прикажи отрубить мне голову, Робеспьер! – Дима так горделиво вздернул подбородок, что я на секунду увидела на нем черный театральный плащ. Да еще и какая-то шпага билась о бедро. Или обо что там бьются шпаги, которых нет?
– А кто тут Робеспьер? – вопросила я пространство.
Пространство отозвалось бодрым голосом Семирадского:
– Да Ефимыч же! Ты вообще… Пол-лекции проспала или что?
Ну не то чтобы проспала, а как-то… Свойство у меня такое: если что-то кажется не заслуживающим внимания, то я отлетаю куда-то. Честно говоря, я и во время тестирования тыкала пальчиком наобум. Какой из меня Наполеон? Скорее уж гибрид Винни-Пуха с осликом Иа.
Отлетела – и прослушала, что Ефимыч у нас – психотип Робеспьер. Жуткое дело! Знай я, что начальник – Робеспьер, я бы в другое место нанялась. Романтика Революции – это не мое.
– Пойдемте, девочки, все-таки накатим! Рабочий день кончается, а мы еще ни в одном глазу! – Семирадский обнял меня и Верочку за плечи и ласково, но настойчиво повлек в наш закуток. Это было мое Ватерлоо. Мы накатили.
Бальзак философствовал на предмет того, что все вокруг нас – только человеческая комедия, и трепал Верочку по затылку, заставляя ее кивать, точно китайского болванчика из андерсеновской сказки.
– Эх, Гексля, Гексля, хороший ты человек, только неизвестно кто!
Наша с Бальзаком сомнительная диада превращалась в устойчивую триаду, что меня почему-то грело.
Утро в лаборатории началось с планерки. Она же летучка, она же пятиминутка. Слово взял соционик Кравцов, который все положенные полтора часа пятиминутки живописал преимущества своего метода, особенно упирая на высокие результаты, продемонстрированные парой Гамлет – Жуков в первый же день совместного сотрудничества. Ефимыч отряхнул со своих ног прах вчерашних раздоров и согласно кивал.
Во мне это натужное ликование разбудило здоровую подозрительность, направленную все больше в сторону парочки (извините, диады!) Штирлиц – Достоевский.
Надо бы Музе наступить на язык… Небось опять роман сочиняет, наш Федор Михайлович…
Федор Михайлович и в самом деле сочинял роман.
– Кирочка, Кирочка, я так волнуюсь… Вот Игорек с Антоном теперь работают вместе, а это же… Взрывоопасно! Вы же знаете, Игорек увел у Антона жену, такую рыженькую, Ирочку… Все очень переживали, потом как-то утряслось… Но, согласитесь, им очень тяжело видеть друг друга в такой непосредственной близости… Тем более, Игорек не знает, что Ирочка тайком все-таки бегает к Антону. Потому что Игорек – он, конечно, положительный, а Антон – это роковая страсть…
Короче, вы поняли: в этот день в лаборатории никто не работал. Потому что уже в одиннадцать утра Горький (психотип Игорек) бил морду Есенину (психотип Антон). Все прыгали вокруг, топчась по разбитым колбочкам, и пытались их растащить. Только Кира Штирлиц сидела в своем закутке и подпиливала ногти. Можно было не сомневаться, что ее отпечатков пальцев в этом деле найти не удастся.
Я, конечно, не тактик и тем более не стратег, но решение приняла единственно верное: сматывать удочки. Написала заявление и окинула прощальным взглядом свои штативы, где забытая пробирка зацветала какими-то сиреневыми цветочками, и Бальзака с Гексли, немыслимым образом устроившихся в одном кресле.
Так что уж и не знаю, как дальше этот подозрительный соционик Кравцов (психотип О. Бендер) протаскивал любимую теорию в жизнь. Но своего они с Михаилом Ефимовичем все-таки добились – лаборатория взорвалась. К чертовой матери. Трое суток над городом летали вареные макароны по-флотски.
Хорошо еще, день взрыва был выходным, и вроде бы люди не пострадали. Семирадский с Верочкой точно не пострадали. Они в этот день бракосочетались.
Я была свидетелем. В треугольной шляпе.