Редакторская колонка
«В такую жару?!»
- Подробности
О еврейских анекдотах
Хочу сразу оговориться. Хотя я более сорока лет занимаюсь этим сомнительным делом, – я имею в виду юмор, большим поклонником анекдотов не являюсь. И кампаний, где люди, перебивая друг друга, сыплют анекдотами, стараюсь избегать.
Анекдот – юмор заемный. Он как цитата – хорош к месту.
Но слушать их подряд, извините!
Мне ближе ситуации, когда юмор рождается на глазах, возникает буквально из воздуха.
Может быть, потому, что я избалован.
Ведь как-никак когда-то играл в КВН. Еще тот – импровизационный.
А во-вторых, я живу в Одессе…
Михаил Жванецкий как-то сказал:
«Нет специального одесского юмора. Есть юмор, вызывающий смех, и есть шутки, вызывающие улыбку сострадания». Я думаю, что если в этой фразе слово одесский заменить на еврейский, смысл ее не изменится.
Вот об этом – о качестве еврейского юмора мне бы и хотелось сказать.
Конечно, среди еврейских анекдотов есть просто блестящие.
Вот скажем, мои любимые:
* * *
– Моня, сколько будет семью восемь?
– А мы покупаем или продаем?
* * *
Два друга пришли в гости. Когда подошли к дому, куда они были приглашены, один из них постучал ногой в дверь.
– Почему ты стучишь ногой? – спросил второй.
– Чтобы хозяева подумали, что наши руки заняты подарками. Иначе не откроют.
* * *
– Гуревич, значит, вы хотите у меня занять сто тысяч долларов. А где гарантия, что вы мне их вернете?
– Я вам даю слово честного человека.
– Хорошо, я вас жду сегодня вечером вместе с этим человеком.
***
Жена – мужу:
– Сема, почему ты не носишь обручальное кольцо?
– В такую жару?
Но есть, конечно, в еврейском юморе и то, что отличает его от других.
И это не только отчетливая и беспощадная самоирония: никто так не критикует евреев в анекдотах, как они сами!
А еще еврейский юмор – это живая интонация, парадоксальность и особая легкость выражения. И потом, я глубоко убежден, что юмор должен вызывать добрые чувства. Так вот, настоящий еврейский юмор, на мой взгляд, всегда отличался особой теплотой.
И это не просто так. Известно выражение «юмор помогает жить». А вот Григорий Горин когда-то сказал еще точнее:
«Юмор не столько помогает жить, сколько выжить».
И я думаю, что это имеет прямое отношение к еврейскому юмору.
Евреи тысячи лет жили среди чужих. И все это время инстинкт самосохранения оттачивал их мысль и рождал и совершенствовал юмор.Ибо он был особым инструментом их защиты и выживания.
Вот у нас в Одессе, скажем, евреи на протяжении всей истории города жили в окружении людей других национальностей. Они мирно сосуществовали с русскими, украинцами, французами, итальянцами, греками, болгарами. И во многом благодаря юмору. Одесситы до сих пор знают: переругаться легче всего, гораздо сложнее – найти разумный компромисс. И здесь юмор – первое средство.
И еще одна, простите, мысль. Понятно, что еврейский юмор, в силу своего обаяния, очень заразителен. И то, что он очень органично звучит не только на идише и на иврите, но и на языках народов, среди которых жили евреи, доказывает это. Новые еврейские анекдоты сплошь и рядом рождались сразу на русском языке без необходимости перевода.
И успешно продолжали и продолжают это делать до сих пор.
Вот, например, Довлатов:
Некто гулял с еврейской теткой по Ленинграду. Тетка приехала их Харькова. Погуляли и вышли к реке.
– Как называется эта река? – спросила тетка.
– Нева.
– Нева? Что вдруг?!
Ну и в завершение хочу сообщить, что на одной из одесских Юморин, а именно 1 апреля 1995 года в Одессе во дворике Литературного музея был установлен первый в мире памятник герою еврейских анекдотов Рабиновичу. (Идея М. М. Жванецкого, скульптор Резо Габриадзе). За эти годы рядом с ним сфотографировались тысячи одесситов и гостей. Даже появилась примета: если потереть Рабиновичу левое ухо, значит в скором времени вас ждет финансовый успех. Ну что сказать? Доказательств, что эта примета действует, я как-то не слышал. Но то, что за двадцать лет ухо Рабиновича стало сиять чистым золотом – это вам любой подтвердит…