Редакторская колонка
Из Жванецкого…
Много лет слушаю Михал Михалыча. Последние лет 20 (когда стали выходить его книги) и – читаю. Его шеститомник, к примеру, года три назад проштудировал от корки до корки. Замечательное чтение! И поучительное. Здравый смысл, парадоксальность, блестящее знание языка, феноменальная интонация, тончайший юмор, безжалостная самоирония. О жизни во всех ее проявлениях.
Мудро, афористично, образно.
Характерно для него.
Вот, например…
О НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ
«Я еще несколько лет назад удивлялся. Группа образованных журналистов пыталась издать газету, написанную матом. Печатать непечатный мат. Почему печатать мат можно, а учить детей мату нельзя? Где же логика?..
...Я считаю, вот я считаю, что мат от темноты душевной, от нехватки слов, от обычной нехватки слов... От неясной злости. От попытки усилить впечатление... Усилить впечатление от сказанного.
Не хватает слов, а когда не хватает слов, то кончается все матом.
...Что скажет мать? Вот старенькая мама. Мат — это хорошо, мама?
Спроси у нее. Она скажет: плохо. Мамы, они не разбираются в этой жизни, они не знают, куда пойти, не знают, как эту рекламу воспринимать. Но они знают твердо, что мат — это плохо…
...Если за соседним столиком начинается мат, есть у тебя ощущение, что тебе сейчас набьют морду, через минуту-другую? Раз пошел мат, а я еще с девушкой... Ну, сейчас начнется, сейчас начнется. Начинаешь собираться куда-то, начинаешь быстро покидать поле битвы...
...Нехватка слов кончается мордобоем.
...А слово «траханье»?! Ну если вы не любите, ну это и есть траханье. Я вообще-то не возражаю. Если этот процесс напоминает это слово, то трахнул и пошел без всякого впечатления. Если ты девица, это слово поддержишь, то я трахну и вызову такси…
...Я знаю: некоторые мои друзья, художественные руководители театров, говорят матом... Иногда бывает ничего. Иногда бывает такой бархатистый мат. У Шуры Ширвиндта бывает неплохой…
...Даже уголовные люди... они при детях и женщинах бывает что стесняются.
...Наш человек в массе своей слово «нежный» не употребляет.
...Наш человек не знает слово «любовь». Он, может быть, один раз перед свадьбой скажет его, а потом...
...Один немецкий режиссер объяснил, почему немцы начали войну. Потому что у них мата не было. Не во что было пар выпускать.
...Наш человек владеет двумя языками — родным и матерным. Маловато. Надо и третий выучить...»
Всего вам смешного!