Евгений Попов: Деятельности зуд активный
Из цикла «История болезней»
У Джерома К. Джерома, английского писателя конца прошлого века и автора книги «Трое в лодке, не считая собаки», есть персонаж по имени дядюшка Поджер – вполне приличный человек, положительно характеризуемый по месту его службы бизнесменом, но у него есть одна маленькая странность. Он любит делать собственными руками работу, к которой совершенно не приспособлен.
К примеру, чёрным днём для его добропорядочной семьи является день тот, когда дядюшка решается самолично повесить в доме зеркало, утверждая, что специально нанятый человек сделает всё не так да вдобавок ещё потребует, чтобы ему навалили за этот труд огромную кучу английских денег. Дядюшка засучивает рукава и приводит в действие всех домашних. Один несёт ему молоток, другой – гвозди, третий держит стул, чтобы дядюшка с него не навернулся. В результате мистер Поджер сначала бьёт молотком по пальцу вместо гвоздя, за что кроет родственников британским матом, а затем всё же летит со стула, попутно разбивая вдребезги дорогое зеркало, которое, сохранись оно до наших дней, было бы сейчас бесценным антиквариатом.
Сам того не ведая, писатель изобразил для нас симптомы распространённого со времён седой старины и до наших юных дней заболевания личности, которое имеет название «Зуд деятельности активный», однако с того 1927 года, когда Джером Джером переместился на тот свет, заболевание это значительно прогрессировало, а в последние годы даже имеет шанс приобрести характер эпидемии. Здесь мы имеем в виду даже и не прошлую нашу эпоху, когда сапожники управляли государством, а интеллигенты клеили заплатки на свои дырявые башмаки. И не позапрошлую эпоху, когда химик Бородин взял да заодно и написал оперу «Князь Игорь» про светлую древнерусскую личность и противостоящие ей половецкие пляски, а калужский учитель Циолковский изобретал космические корабли, на постройку которых ушли последние советские деньги.
Дело гораздо серьёзнее. Ведь те эпохи – одна давно, другая недавно – канули в небытие, а нам приходится жить во времена внезапно активизировавшихся подобных больных.
Рассмотрим случай больного А. Он всю жизнь работал режиссёром провинциальных театров и играл Бабу-Ягу в детских спектаклях, став замечательным профессионалом двух этих почтенных профессий. В начале 90-х какой-то вихрь разметал ровную поверхность его незамутнённой души, а глупые люди, покорённые его актерской выразительностью, замешанной на системе Станиславского, дали ему немного денег, которые он сначала приумножил, но к августу 1998 все потерял и теперь сидит в тюрьме, радуясь, что его вообще пока не убили. Мы слышали, как о подобной судьбе пел в электричке красивый бомж в засаленном джинсовом костюме: «Жена найдёт себе другого, а мать сыночка – никогда».
А вот пример, как говорится, из другой оперы. Оперный дирижёр (назовём его Б.), тонкий ценитель, знаток и профессионал музыки имеет зарплату $2400 USA в месяц и дачный участок размером 0,10 га в каменисто-глинистой местности, расположенной на северо-западе нашего родного Подмосковья. Выходец из маленького промышленного городка, бывший сирота, он теперь знаменит во всём мире, но мало кто кроме меня знает, что каждую весну его болезнь обостряется и он, забросив всё своё творчество, отправляется на упомянутую дачу, где неделю возится в ледяной жиже, закапывая в землю различные деревья, злаки и овощи, широко улыбаясь при этом и повторяя: «Земля… землица…» После чего ещё около недели вынужден соблюдать постельный режим, страдая от сопутствующих его зуду деятельности других болезней (кашель, насморк, грипп, воспаление лёгких, артрит, полиартрит, ревматизм, бурсит, вода в колене). Временно излечившись, он временно покидает Москву и вообще Россию, чтобы продемонстрировать своё искусство другим жителям планеты Земля. За это время его участок зарастает бурьяном, деревья сохнут и звенят, злаки не колосятся, овощей нет. Однако рано или поздно наступает следующая весна, и всё повторяется с логической точностью в очередной раз, вследствие чего от него недавно ушла жена.
Несмотря на все успехи современной медицины эффективных средств от этой болезни пока нет. Попытки лечить её гипнозом и алкоголем обычно приводят к обратным результатам, а медикаментозное вмешательство путем введения в организм больного антипсихотропных препаратов запрещено законодательством. Остаётся лишь уповать на волю Божию, что и сделал больной В., в прошлом известный поэт и лауреат всяких советских премий, который сумел преобразовать описываемую болезнь в свою пользу. На выделенной ему Литфондом даче в пос. Пер-но Московской области он выстроил инкубатор и теперь успешно торгует домашним куриным яйцом и битой птицей, что для него оказалось гораздо более выгодным, чем сочинять всякую чушь и пресмыкаться перед любым из сильных мира сего. А в капитализм он всё равно не верит, потому что не так воспитан.
Недобросовестные исследователи любят приводить в качестве положительного примера якобы исцелившегося олигарха Х., который зудом своей деятельности поднял нашу страну на дыбы, но серьёзная наука считает их доводы шарлатанством, а мы должны верить серьёзной науке, иначе пропадём как на корабле «Титаник».