Романы, прапорщики и слова-паразиты

Увы и ах!

Алексей Березин

Так, у меня горе, я обнаружил у себя в речи слово-паразит, это слово «так». Я думал, моя речь чиста и правильна, а на самом деле она кишит паразитами, как соседский Бобик.

Если честно, обнаружил это слово не я, а девушка Оля. Мы гуляли по улице, я сказал:

– Давай зайдем во фруктовый киоск, купим что-нибудь? Так, я хочу дыню.

А Оля сказала:

– Еще раз услышу от тебя слово «так», и буду бить в лоб.

– А что с этим словом не так? – спросил я, и тут же получил удар кулаком. 

Оказывается, я то и дело употребляю слово «так», буквально через слово. Я употребляю его даже там, где оно не нужно, вместо бранных слов и в качестве междометия. Когда мне в автобусе наступают на ногу, я использую не общеупотребимую лексику, а слово «так». Я произношу его в тональности ре-минор, и человек немедленно сходит с моего ботинка, а при первой же возможности – и из автобуса. 

Конечно, слово «так» еще не самое страшное слово. В давние времена, когда я служил в армии, я видел живого прапорщика, у которого было целых два слова-паразита, они составляли почти семь процентов его словарного запаса. Я не могу их вам здесь написать, Даль и Ожегов считают их недостойными занимать место на бумаге, а эти ребята знают толк в словах. Но я уверен, оба эти слова вам и так известны, просто напрягите фантазию. Пусть будут, например, «ай-ай-ай» и «безобразие».

Имени того прапорщика история не сохранила, в нашей роте он был известен под именем «товарищ прапорщик», или, ласково, «тащьпапщ». Разговаривал он так:

– Если я, ай-ай-ай, еще раз увижу, что кто-то курит на плацу безобразие, ай-ай-ай, я воткну ему метлу в ай-ай-ай и заставлю подметать все это безобразие, ай-ай-ай, с востока на запад, ай-ай-ай. Анахореты, мамзель вашу.

Товарищ прапорщик думал, что «анахорет» – это такое редкое и красивое оскорбление, что-то вроде «эндемик помоечный», только более емкое.

Разумеется, Оля хочет, чтобы я в своей речи придерживался иных ориентиров, ей хотелось бы, чтобы я брал за образец для подражания не прапорщиков, а кого-нибудь более компетентного в вопросах языкознания. Какого-нибудь Дюма, к примеру, или Льва Толстого. Оля говорит:

– Смотри, вот Лев Толстой за свою жизнь написал целую кучу романов. Почему ты до сих пор не написал роман? Сядь и пиши. 

Тогда я разваливаюсь в кресле и задумчиво произношу:

– Все смешалось в кучу в доме Облонских: кони, люди…

Оля притворно сердится, она хочет, чтобы я писал роман по-настоящему, а не издевался над классикой. 

– Все, кому не лень, пишут романы, – говорит она. – Один ты сидишь и киснешь перед телевизором, как инфузория туфелька. 

Тогда я начинаю оправдываться, говорю, что не могу найти подходящую тему, а еще времени для творчества почти нет, и муза ушла в запой – в общем, сейчас неудачное время, чтобы писать роман. 

– Темы у него нет, – презрительно фыркает Оля. – Не знаешь, о чем писать – бери пример с умных писателей, пиши про женщину. Лев Толстой всегда так делал. И Стивен Кинг тоже. У него половина романов про женщин. Ты знаешь, что у него есть роман даже про Йоко Оно?.. Честно. Так и называется: «Оно». 

Разумеется, Оля не требует, чтобы роман был непременно про нее, упаси боже, но она определенно дает понять, что женщина, о которой нужно писать роман, – вот она, рядом. Зовут Оля, возраст для романа самый подходящий, брюнетка, стройная, беспартийная, судимостей не имеет. Само собой, если я захочу выбрать для себя другую героиню романа, это мое дело. Если какой-нибудь писатель хочет ходить с исцарапанным лицом, то почему Оля должна ему это запрещать?.. 

Самое главное – чтобы в романе было поменьше слов-паразитов. 

– Начать разрешаю со слова «так», но не злоупотребляй, – сказала мне Оля. – И помни, писать нужно на хорошем русском языке. Диалект прапорщиков, конечно, очень колоритный, но для романа не подходит, в нем слишком много междометий. 

Одним словом, со следующего понедельника мне предписано вплотную заняться крупной прозой. Оля пообещала, что если я не напишу первый том к декабрю, то она начнет курить трубку и пускать мне дым прямо в лицо. Знает, чем меня мотивировать, хитрюга. 

Так, все, мне пора. Времени в обрез, пойду писать роман. Название я уже придумал, оно краткое и емкое, как междометия прапорщиков: «Так». 

Остались мелочи – написать текст. Надеюсь, к зиме управлюсь.

Как-то так.

 

Материалы, опубликованные на страницах из произведений разных авторов, не отображаются в списках. Воспользуйтесь поиском по сайту для получения более полной информации по автору.

Фонтан рубрик

«Одесский банк юмора» Новый одесский рассказ Под сенью струй Соло на бис! Фонтанчик

«эФка» от Леонида Левицкого

fontan-ef-dumka.jpg

Книжный киоск «Фонтана»

«Фонтан» в соцсетях

  • Facebook – анонсы номеров и материалов, афоризмы и миниатюры, карикатуры
  • Google+ – анонсы номеров
  • YouTube – видеоархив

 

 

Авторы