Александр Житников: Референдум
То, что владелец замка, а впоследствии основатель здешнего городка был буяном и большим любителем поволочиться за женами своих подданных, – факт доподлинно известный. Так, например, чтобы без помех встречаться с женой предводителя своего войска некоего Веприка, воевода Жолудевский, по свидетельствам очевидцев, постоянно отправлял военачальника с войском на учения куда-нибудь подальше от замка чуть ли не по два раза в месяц. Так что в смысле выучки, выносливости и тактической подготовки это войско являлось одним из лучших на то время и командовать им посчитал бы за честь для себя сам Александр Македонский. То, что все любовницы воеводы являлись женщинами выдающейся красоты, можно судить по многочисленным мраморным, гипсовым и бронзовым наядам, герам, артемидам, флорам и прочим персонажам древнегреческой мифологии, украшающим ныне частные коллекции, музеи, фасады домов, площади и парки городка. Дело в том, что здешние сообразительные скульпторы обязательно придавали этим мифологическим персонам внешность многочисленных возлюбленных воеводы. Но даже среди этих записных красавиц своей внешностью выделяется мраморная Диана с серной. Лицо и фигура одной из любовниц воеводы – Кшиси Сковронек, ставшей прототипом Дианы, были до такой степени изящными и юными, если не сказать детскими, что в наши дни воеводу, пожалуй, впору было бы привлечь к уголовной ответственности по признакам статьи «растление несовершеннолетних». Но тогдашнее правосудие сквозь пальцы смотрело на такие шалости, как это самое растление, тем более что растлителем являлся не кто иной, как сам воевода. Да что там растление – тогда даже за убийство человека могли наказать всего лишь ударами плетей, а если обвиняемого положительно характеризовали соседи и это было его первое убийство, он вообще мог отделаться общественным порицанием, чем, кстати сказать, многие и пользовались.
К счастью, нашлись все же, правда, через много лет, в этом провинциальном городке у подножия горы Кайзервальд люди – борцы за нравственность, которые посчитали своим долгом развенчать воеводу, осудив его за похоть и безнравственность, несмотря на то, что он являлся основателем городка. Эти высокоморальные граждане учредили общественное объединение «Чистые помыслы», и его председатель, некто Мирон Судома, на первом же заседании без обиняков заявил, что наступило время дать принципиальную оценку всему, что происходило в спальнях того времени. И хотя, как сказал лидер общественного объединения, прошло более трех веков с момента смерти воеводы Жолудевского в объятиях очередной несовершеннолетней любовницы, в том, что касается вопросов нравственности, понятие срока давности следует отбросить.
Возникновение общественного объединения оказалось тем более актуальным, что в среде местной пишущей братии – этнографов, историков, журналистов, анонимщиков и даже следователей местного райотдела милиции стала намечаться устойчивая тенденция обеливать образ воеводы-распутника и чуть ли не канонизировать его, представляя Жолудевского общественности как жертву интриг, заговоров, сплетен и чреды предательств. Особенно преуспел в этом деле некто Тарас Степула – бывший ветеринар, ныне особа без определенных занятий, автор повести «Сладкий сон воеводы». В своем произведении этот недавний эскулап братьев наших меньших изображает воеводу Жолудевского высоконравственным, мудрым и ответственным государственным мужем, политиком, семьянином, который постоянно, даже во сне, печется о благе своих сограждан. Немного наивный и доверчивый воевода в конце концов становится жертвой юной развратницы Кшиси Сковронек и тех, кто за ней стоит: многочисленных удельных князьков, завидующих любимцу короля воеводе и мечтающих о том, как бы поскорее низвергнуть его и захватить построенный им замок. Автор повести в лучших традициях натуралистической школы изображает любовные сцены с участием несовершеннолетней Кшиси и разменявшего шестой десяток воеводы. Этим эпизодам бурной государственной и общественной деятельности Жолудевского писатель посвящает чуть ли не треть своей книги. Но любвеобильная Кшися Сковронек, как следует из повести, не только вовлекает государственного мужа в грех прелюбодеяния, но и постоянно подмешивает ему в вино снотворное снадобье. А поскольку воевода Жолудевский, по слухам, имел обыкновение разговаривать во сне, юной развратнице таким образом не составляло особого труда узнавать о многих его секретах, как личных так и государственных. Разумеется, все эти сведения за немалое вознаграждение немедленно передавались Кшисей титулованным врагам воеводы, чем ему наносился непоправимый ущерб. Так, в частности, удельным князькам удалось узнать о существовании тайного подземного хода из замка воеводы до подножия Кайзервальда. Именно из-за предательства Кшиси Жолудевский, если верить автору книги, в конечном итоге попал в немилость к королю, после чего был заточен в темницу, в которой и умер из-за недоедания и болезней.
Возмущенные столь вольной трактовкой автором повести «Сладкий сон воеводы» личной жизни Жолудевского и Кшиси Сковронек активисты общественного объединения «Чистые помыслы» тут же подали в суд исковое заявление с требованием немедленно привлечь Тараса Степулу к ответственности за, как они выразились, «клевету, перекручивание фактов истории, а также за героизацию запятнавших себя исторических личностей». Более того, лидер общественного объединения Мирон Судома потребовал от депутатов городского совета незамедлительно принять решение о переименовании площади Жолудевского в площадь имени соблазненной им Кшиси Сковронек. А в свете начавшейся в городке кампании по борьбе с курением активисты «Чистых помыслов» пообещали горожанам добиться даже демонтажа памятника воеводе Жолудевскому на площади его имени, поскольку воевода был отлит на вздыбленном коне с курительной трубкой во рту, что, по мнению активистов, являлось пропагандой курения, нездорового образа жизни и разврата. Но поскольку у подножия памятника постоянно лежали живые цветы, а сам он являлся объектом паломничества многочисленных туристов, существенно пополнявших городскую казну, активисты общественного объединения «Чистые помыслы» натолкнулись на яростное сопротивление городского головы Борщевича.
– Только через мой труп! – заявил голова. – Подобные вопросы решаются путем общегородского референдума! Основатель города вне подозрений!
И вскоре референдум состоялся. На него было вынесено три вопроса:
1. Согласны ли вы на переименование площади Жолудевского в площадь Кшиси Сковронек?
2.Одобряете ли вы демонтаж памятника Жолудевскому с последующим переносом его за пределы города?
3.Следует ли отпилить медные обнаженные груди у кариатид, нимф и прочих древнегреческих богинь, вызывающих нездоровый интерес подрастающего поколения?
Результаты референдума, к огромной радости туристов и городского головы Борщевича, оказались вполне прогнозируемыми: на все вопросы горожане, за редким исключением, ответили «нет», и лишь некоторые напротив третьего пункта сделали уточнение: «Груди оставить, а трубку воеводе отпилить!»
Сегодня на площади Жолудевского, как обычно, много туристов, а у подножия памятника, как всегда, живые цветы. Бронзовая курительная трубка воеводы, которую он держал во рту, уже отпилена, и без нее он, со своей поднятой ко рту рукой, скажем откровенно, выглядит несколько нелепо. Но это, говорят, ненадолго. В рот воеводе вместо люльки решено вставить пионерский горн, и уже ищут человека, который бы за вознаграждение согласился отлить такой горн из бронзы.