Герои пятой графы
Если женщина тридцать лет была рядовым членом партии большевиков и одних взносов внесла сумасшедшие те еще деньги, она может от этого что-то полезное иметь? Послушайте эту историю, и вы поймете, что может, нужно только дождаться того самого часа. Издавна богатые евреи материально помогают бедным. Так записано в Торе. Это богоугодное дело. Поэтому богатые американские евреи, которые за океаном хорошо себя чувствуют, помогают бедным по всему миру, в том числе в странах СНГ. И что тут такого? Ничего! Если, дай бог, когда-нибудь мы станем так здорово жить, что будет наоборот, наши – начнут им помогать.
Моя знакомая, Белла Иосифовна, – женщина одинокая, и хотя о возрасте говорить неэтично, чтобы у нее было столько здоровья, сколько раз она расписывалась в пенсионной ведомости. А еще каждый месяц она берет сумку, едет в метро и расписывается в получении продуктового пайка. Потом она берет запакованный в кулек увесистый набор продуктов и уже медленнее, с привалами возвращается домой. У Беллы Иосифовны – диабет, поэтому мне из пайка достается килограмм сахара, ее соседке Антонине Ивановне – банка сгущенного молока, племяннику – изюм и кофейный напиток (у Беллы Иосифовны гипертония, и кофе она пьет только по праздникам). Находят своих потребителей подсолнечное масло, макароны, рис – словом, все то, что героиня моего рассказа не успевает съедать в предлагаемых количествах. То есть паек ей, выходит, нужен весьма частично, но она всегда ждет и боится пропустить момент раздачи. Потому что помогать кому чем можешь – это богоугодное дело, я уже говорил.
И вообще, вы не думайте, Белла Иосифовна очень уважает и ценит эту организацию. Например, недавно ей там просто «за спасибо» сделали замечательные очки.
И вот звонят ей из этой почтенной конторы и вежливо спрашивают:
– Простите, Белла Иосифовна, вы еврейка?
От этого вопроса она на мгновение теряет дар русской речи, а еврейской речи она не знает, так что тут ей как раз терять нечего.
– Да-а! – после паузы недоуменно растягивает Белла Иосифовна.
– Тогда, уважаемая, будьте любезны – принесите нам любой документ, подтверждающий ваше еврейское происхождение.
И тут уважаемая Белла Иосифовна понимает, что все не так просто. Раз им мало ее имени и отчества, то ее фамилия – Пивовар им точно ничего определенного не скажет, а в украинском паспорте нового образца пятого пункта нет. Копию свидетельства о рождении, которую она нашла быстро, ей выдавали в славном уральском городе Златоусте, где она ребенком оказалась в эвакуации. Так вот национальность они там не указали, а тот факт, что ее папу звали Иосиф Моисеевич, а маму – Бузя Борисовна, тоже может не прокатить. И что делать? Была бы Белла Иосифовна мужчиной, у нее еще были бы шансы доказать что-то визуально, а так – практически никаких. И тут Белле Иосифовне попадается на глаза (слава очкам!) партийный билет члена КПСС, который она не выкинула, не сожгла, а по привычке положила в старую дерматиновую папку вместе с кучей других документов, типа справки о погашении рассрочки за польский гарнитур «Бася» в 1977 году. Она открывает партбилет и видит, что коммунисты, как верные ленинцы-интернационалисты, национальность в нем тоже не указывали. Зато в нем оказалась учетная карточка коммунистки Пивовар, в которой от руки было вписано вожделенное слово – «еврейка». Да, партия хотела знать своих членов не только в лицо.
Найденный исторический документ, который Белла Иосифовна принесла, откликнувшись на просьбу, прошел на «ура». Впрочем, тем пенсионерам, у кого возникли подобные проблемы, поверили на слово, тем более что имена и отчества многих оказались не менее красноречивы.
А скоро будут выдавать новый паек, и мне снова достанется килограмм сахара. Однако на этот раз я с полным правом не только скажу «спасибо» Белле Иосифовне, но и произнесу незабываемую из пионерского детства фразу: «Спасибо партии за это!»