От одесских трубочистов до одесских джентльменов

Этот незабываемый забытый КВН

СЕЗОН 1966/67 

16 октября 1966 года. Открытие сезона КВН-66/67. Первое выступление одесситов на всесоюзном экране. Приветствие — заявка. Одесситы выкатывают на сцену телетеатра пушку. Таким образом, все их шутки получаются «ядреные». Заявка принята.

Проходит некоторое время. Центральное телевидение тран­слирует финал одесских внутригородских соревнований. В финале встречаются команда Одесского холодильного института (капитан Юрий Затворницкий) и сборная проектных организаций (капитан Валерий Хаит). Ведут встречу Нелли Харченко и Михаил Малеев. Прямой эфир. В какой-то момент встречи камера выхватывает в зале плакат: «Привет девушкам города Куйбышева!..». На экранах телевизоров вдруг появляются какие-то полосы, звук исчезает, и через некоторое время ведущая уже Центрального телевидения сообщает, что по техническим причинам финал КВН из Одессы транслироваться не может...

Это был первый такой случай на ЦТ. Потом, с легкой руки одесситов, подобные случаи стали по­вто­ря­ться. Причем уже не только в связи с КВН. Через не­сколько лет была при­думана ви­деозапись. Но об этом позднее...

После городского финала, в котором победила команда Хаита, была создана сборная города. В нее вошли лучшие игроки из всех команд. Вот, так сказать, основной состав той команды: Юрий Волович из института связи (ныне Москва), Юрий Макаров (ныне Нью-Йорк) и Валентин Крапива из института пищевой промышленности имени Ломоносова, Ми­хаил Призанд, Ефим Брезман (ны­не Сан-Франциско) и Леонид Сущенко из политехнического, Юрий Затворницкий, Юрий Рамьялг и Аркадий Гурович из холодильного, Семен Лившин (ныне Сан-Диего), Александр Дорфман (ныне Бостон) и Александр Гендельман (ныне бухта Тикси) из сборной проектных организаций, Давид Макаревский и Эрнест Штейнберг из театра «Парнас-2» и многие другие. Капитаном сборной Одессы на общем собрании команды большинством голосов был избран Валерий Хаит.

В сезоне 1966/67 участвовали команды четырех городов: Москвы (команда первого медицинского института), Перми, Днепропетровска и Одессы. Одесситам выпало играть в полуфинале с днепропетровцами. Встреча проходила в Одессе в украинском театре. На сцене во время выступлений одесситов висел транспарант:

«Реве та й стогне Дніпр широкий...»
(Т. Шевченко)

«Море смеялось...»
(М. Горький)

Так оно и случилось. Одесса полуфинал выиграла и на многие годы подружилась с днепропетровцами, капитаном которых был один из самых знаменитых капитанов КВН того времени Саша Янгель. Это он на вопрос: «Почему луна не из чугуна?» мгновенно ответил: «Потому что на луну не хватило чугуну!». Это у днепропетровцев была пародия «Муха, муха-ЦК-туха...». А на вопрос в конкурсе капитанов «КВН — клуб дневной или ночной?», на который Валерий Хаит ответил: «Клуб-то, быть может, и ночной, но... посоветуюсь с женой...», у Саши Янгеля был свой блестящий ответ: «КВН — это клуб круглошуточный».

Затем был май 1967 года и финал сезона в Москве, в знаменитом телетеатре на площади Журавлева. Команду первого меда возглавлял обаятельнейший и до того непобедимый Матвей Левинтон. А готовил команду не менее знаменитый Альберт Аксельрод, который вместе с Сергеем Муратовым и Мишей Яковлевым и придумал эту игру еще в начале шестидесятых. Но Аксельрод вместе с Натальей Защипиной был еще и постоянным ведущим КВН первых лет. Он был душой этой игры и для всех — главным ее родителем. Как потом уже шутил Ярослав Харечко — капитан команды Московского нефтяного института, КВН — это наша аксельродина, а мы все аксельродственники...

Финал был для Одессы непростым. Играть в Москве, на поле противника, да еще с командой, завоевавшей к тому моменту всеобщие симпатии, да еще в те времена, когда патриотизм работников ЦТ, которое, как известно, располагалось в Москве, был гораздо сильнее их же интернациональных чувств!.. Получилась, как тогда говорили, боевая ничья... «Чья ничья?..» — спрашивали одесские газеты. Телезрители знали ответ на этот вопрос. И медики, ведомые Матвеем Левинтоном, нужно отдать им должное, повели себя как истинные хозяева. Они отдали золотые медали Одессе, получив взамен дружбу на многие годы...

А в финале им пришлось действительно туго. Несмотря на то, что зал на семьдесят процентов был заполнен москвичами, зрителям трудно было сдерживать эмоции, когда, скажем, во время одесского приветствия, совершенно неожиданно для соперников (во время репетиций этот момент пропускали), на сцену вышел не менее обаятельный, чем Матвей Левинтон, и очень похожий на него внешне одессит Давид Макаревский и, широко улыбнувшись, сказал: «Здравствуйте, я ваша Мотя!..». Это так подействовало на капитана медиков, что он, прекрасно подготовившись к конкурсу капитанов, все же проиграл его Валерию Хаиту. Матвей, задавая вопрос, пел: «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный... — и далее: — Не пора ли мужчиною стать?». Одесский капитан, исчерпав положенное время, уже по пути к микрофону вдруг вспомнил Пушкина и ответил: «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит...», чем вызвал неожиданную для себя самого овацию в зале. А на вопрос Матвея, заданный по-английски, одессит неожиданно ответил фразой на латыни, которая в переводе звучала так: «Левинтон мне друг, но истина дороже». Хаит, конечно, латыни не знал, но одну фразу по пути в телетеатр на всякий случай заучил. Встречались-то как-никак с медиками!..

Кроме капитана золотые медали в финале получили Юрий Волович, Валентин Крапива, Юрий Макаров, Семен Лившин, Александр Дорфман, Михаил Призанд, Александр Гендельман...

  

СЕЗОН 1969/70 

Кубок чемпионов. Инициатива его проведения принадлежала команде Баку, а точнее, ее капитану Юлию Гусману. Бакинцы, выиграв финал КВН 1968 года у команды Московского инженерно-строительного института (кстати, не без дружеской помощи одесситов), решили стать чемпионами чемпионов. Одесская команда, прежде чем встретиться с командой Гусмана, выиграла у команды города Фрязино, что было достаточно легко, и затем в полуфинале — у чемпиона Москвы команды МИСИ. Что было уже потруднее. «Мисята» в приветствии устроили одесским трубочистам дипломатический прием, который вел блестящий Леонид Якубович — ныне еще более блестящий ведущий популярной передачи «Поле чудес». А возглавлял команду МИСИ временно сменивший на этом посту Андрея Меншикова Костя Данилин. Встреча проходила накануне очередного чемпионата мира по футболу, и, естественно, футбольная тема красной нитью проходила у обеих команд... «Наш штрафной — самый свободный в мире!». «Наш пенальти не только наказывает, но и воспитывает!». А в конкурсе капитанов, отвечая на вопрос ведущего: «Как повысить результативность наших футболистов?», капитан одесситов предложил: «А что если по воротам не бить, а попробовать лаской?..».

Кроме прежнего состава одесской команды в Кубке чемпионов участвовало молодое поколение. Это Игорь Кнеллер (ныне хотя и по-прежнему одессит — актер и автор команды КВН США), Марк Водовозов, Борис Зильберман и художник команды, выигравший в КВН все одноименные конкурсы, Алик Цыкун (все ныне Израиль), Борис Бурда (ныне популярнейший человек в СНГ — неоднократный победитель «Брейн-ринга») и другие...

Выиграв у москвичей, наша команда встретилась наконец с бакинцами, которым было важно не просто выиграть в финале, но выиграть именно у Одессы. Тогда их победа будет более полноценной. А в том, что они победят, у Юлия Гусмана не было никаких сомнений. Если бы одесситы тогда знали, что капитаном бакинцев для этого будет предпринято, то сомнения наверняка исчезли бы и у них. А так надежда на честную игру, а значит, и на победу все же была. Увы! Команда Одессы в результате все-таки проиграла одно очко. Хотя нет! Команда не проиграла. Команда сыграла вничью. А очко проиграл Валерий Хаит в конкурсе капитанов...

К слову, это была последняя встреча КВН в прямом эфире. В данном случае — к сожалению. Потому что если бы она шла в записи, то состоялся бы и последний конкурс, на который времени в прямом эфире просто не хватило. А его бы одесситы, как потом выяснилось, точно выиграли. Но лимит времени исчерпало домашнее задание бакинцев, продолжавшееся три­дцать пять минут вместо по­ложенных пятнадцати... Иг­ра была нервной, за кулисами дежурила непонятно кем приглашенная милиция, а в ложе жюри сидел близкий друг Юлия Гусмана авторитетнейший Ярослав Голованов, написавший в день финала в «Комсомольской правде» большую статью о том, какая замечательная в городе Баку команда и особенно ее капитан. Правда, это чуть не стоило Голованову места в жюри, но одесситы в последний момент простили знаменитому журналисту явное нарушение журналистской этики... И напрасно! Ибо, оценивая конкурс рассказчиков, в котором у одессита Семена Лившина была очевидная для всех ничья с самим Юлием Гусманом, Ярослав Васильевич на глазах у всех сумел-таки вырвать у остальных членов жюри очко в пользу любимой команды...

А сезон тем не менее был славный. Это именно в нем во всю мощь заблистали одесские трубочисты, которые, как бы предвидя результат финала, пе­ли в начале сезона:

Мы в копоти и в чаде
Выходим на борьбу,
Зато при всем параде
Сумеем вылететь в трубу!..

(Кстати, одесские трубочисты появились впервые на полуфинальной игре первенства города, во время встречи команд политехнического и холодильного институтов. В этом образе КВН пришла приветствовать блестящая команда технологического института имени Ломоносова, которая затем практически в полном составе вошла в сборную).

Именно в этом сезоне вся страна стала повторять выражение «И пахло духами!..», которое сделал рефреном в одном из конкурсов Юрий Волович. А в финале, когда от него все вновь ждали «про духи», он вдруг неожиданно сымпровизировал: «Шампанским и не пахло!..», чем вызвал восторг не только публики, но и друзей по команде. А уже упоминавшийся Семен Лившин, получив в качестве героя в конкурсе рассказчиков лекало, начал свою речь так: «Лекало отличается тем, что никогда первым не нападает на человека...». А в том конкурсе, который остался за кадром и назывался «Реклама семьи», была фраза: «Жена найдет себе другого, а паразиты — никогда!», которая в то время, выйди она в эфир, наверняка вызвала бы пред­ын­фарктное состояние у многих телевизионных и партийных начальников... А разговор интеллигентов, сидящих на рояле, который состоял из реплик типа: «Слышали, Тунгусский метеорит прилетел?..»«Так он вроде уже прилетал?..»«А я про тот случай и говорю...»?.. А монолог гостеприимного хозяина в исполнении того же Юрия Воловича, который, провожая гостей, говорил: «Будете проходить мимо — проходите!»?..

История Одесского КВН заслуживает, конечно, более подробного рассказа, но задача нашего журнала гораздо скромней. Мы пишем всего лишь хронику выступлений одесской команды на всесоюзном телеэкране, отмечая то, что успехи одесситов в Клубе веселых и находчивых заметно приумножили славу города Одессы как признанной столицы юмора. КВН стал новой одесской легендой и сделал наш город еще более популярным...

 

СЕЗОН 1971/72 

Сборная команда Одессы вновь на Всесоюзном телеэкране — на этот раз под флагом института народного хозяйства. Капитаном команды избран Юрий Макаров. Валерий Хаит с этого времени в КВН за кадром — он художественный руководитель сборной. В команду пришел Георгий Голубенко (ныне известный драматург), что значительно усилило ее авторский потенциал...

К этому времени все игры КВН на ЦТ уже шли в записи, и телезрители не всегда имели возможность видеть объективную картину происходящего на сцене телетеатра. Резали, конечно, страшно. Но кое-что все-таки оставалось. Одесские студенты, выступая на этот раз в образе деловых людей, вновь покорили телезрителей от Бреста и до Находки.

В этом сезоне особенно развернулся режиссерский талант Олега Сташкевича (ныне режиссер Московского театра миниатюр, литературный секретарь М. М. Жванецкого). Он выиграл у соперников все приветствия и домашние задания. Его «симфонический оркестр», играющий на конторских счетах в домашнем задании на тему «Гимн профессии», до сих пор помнится зрителям.

Это здесь Игорь Кнеллер — новая актерская звезда одесситов — покорил зрителей монологом, в котором Софи Лорен, собираясь на бал к одесским бухгалтерам, говорила своему мужу: «Они небось с женами придут... Что я надену?..». А в начале домашнего задания будущие бухгалтеры пели:

Снова стук костяшек слышен
И звенит в карманах медь.
Гимн себе контора пишет,
Чтоб себе его иметь...

Соперниками одесситов в этом сезоне, кроме команды Уфы, были команды политехнических институтов Фрунзе и Еревана. Причем случилось так­, что финал получился тройным — Ереван, Фрунзе, Одесса. Элегантная, сплошь музыкальная команда ереванских студентов была очень сильна. Фрунзенские политехники были тоже, как говорится, не подарок. Тем не менее одесситы убедительно победили в финале, выиграв, скажем, у идущих за ними ереванцев целых восемь очков. А капитан одесситов Юрий Иванович Макаров, которого в команде накануне финала в шутку называли «Ереваныч», выиграл у обоих своих соперников — и у Равиля Галямова (Фрунзе), и у Араика Ернджакяна (Ереван). В конкурсе капитанов было, скажем, задание найти второе применение заданному предмету. Макарову попался микроскоп. «С ним хорошо ходить на медведя, — сказал Юра. — Он получается такой ма-аленький...».

В этом же сезоне зрители услышали запомнившиеся им фразы из выступлений одесситов: «Япония далеко, но очень Куросиво!», «Уфимцы приехали с медом. Как говорится, сладко стелешь — липко спать...», «Мал золотник, да нету!», «Если всю жизнь пить только коньяк, то к старости будешь очень пьяным... Восточная мудрость». А финальное приветствие одесские студенты завершили следующими словами: «Во Фрунзе и Ереване есть обычай — самого умного сына отдавать в политехниче­ский институт. А в Одессе — наоборот: самую красивую дочь — в институт народного хозяйства. Потому что красота с годами проходит, а народное хозяйство крепнет и развивается!..».

Итак, Одесса вновь стала чемпионом. И на этом КВН на Центральном телевидении закрыли. По слухам, кому-то из семьи Брежнева что-то там на экране не понравилось, и этого оказалось достаточно...

Был, правда, еще один эпизод в истории одесской команды того периода, но телезрители его не видели. Тем более о нем следует рассказать...

В ноябре 1972 года, а именно — восьмого ноября КВН исполнялось ровно десять лет. Накануне, примерно за месяц, состоялась запись передачи, посвященной этому событию. Среди чемпионов всех лет одной из первых получила приглашение и наша команда. Но в Одессе к тому моменту поменялось партийное начальство. Вроде бы оно всегда одинаковое. Ан нет! Новое ехать команде в Москву категорически запретило. Но правдами и неправдами, как говорится, за свой счет одесситы все же оказались на записи передачи. И вышли на сцену. Причем даже дважды! Это был единственный случай в истории КВН, когда выступление команды попросили повторить на бис. (Режиссером юбилейного приветствия вновь был Олег Сташкевич). Был в этой встрече и конкурс капитанов. На этот раз в нем участвовали лидеры всех лучших команд. Им был задан один вопрос. Показали фрагмент из фильма: комната, в комнате сидит врач. Внезапно в комнату входит лев. И вопрос: как бы вы поступили на месте этого врача? У Валерия Хаита был такой ответ: «Охотники утверждают, что если в пасть льву положить голову и подержать там минуту, то лев теряет ощущение новизны...». Зал (в том числе и члены жюри), как говорится, рухнул... Но зрители, повторяем, этого не видели. Из передачи выступление одесситов было аккуратно вырезано. Не осталось никаких следов. Многодневные переговоры руководителей ЦТ с одесскими руководителями ничего не дали. Наши и тут оказались сильнее...

На этом закончился первый период одесского КВН на Центральном телевидении. Передача приказала долго жить. Без нее... Как выяснилось, целых пятнадцать лет...

 

СЕЗОН 1986/87 

Пришел Горбачев, а с ним и перестройка. Жизнь пошла по-новому, вернув кое-что и из старого. Возродился КВН. Бывший капитан МИСИ Андрей Меншиков, оказавшийся к тому времени сотрудником ЦТ, и его соавтор, бывший член одесской команды Борис Зильберман, оказавшийся к тому времени москвичом, причем с другой фамилией, позвонили в Одессу Валерию Хаиту и предложили найти команду для участия в первом сезоне возрожденного КВН. К слову сказать, Одесса и в застойные годы играла. Во многих вузах проходили встречи КВН между факультетами, и особенно этим отличался Одесский университет. Ему и было предложено участвовать в КВН на всесоюзном уровне...

Валерий Хаит стал руководителем команды. К нему присоединился еще один старый кавээнщик — Георгий Голубенко. И началась подготовка.

Как появился образ «одесских джентльменов»? На физическом факультете ОГУ много лет существовал клуб «Гамильтониан».Там проходили заседания, участники которых обращались друг к другу не иначе как «сэр». И лихо для тех времен при этом шутили. И когда обсуждался постоянный имидж команды, руководитель настоял именно на образе «одесских джентльменов»...

Впервые в этом образе одесситы вышли на открытии сезона 1986/87. И мгновенно завоевали любовь телезрителей. И опять режиссером победного приветствия был Олег Сташкевич.

В сезоне 1986/87 участвовали четыре команды. Две московские — химико-технологического института и МИСИ, воронежцы из инженерно-строительного и команда Одесского университета. Была круговая система: каждый должен был встретиться с каждым.

Одесситы в первой встрече играли с московскими химиками. МХТИ была сильной командой. Практически все ее участники прекрасно пели и играли на разных инструментах. Эта группа должна была играть в КВН еще в 1973 году. Если бы его не закрыли. Они ждали пятнадцать лет. И вот их час настал. Они были явными фаворитами. Это чувствовалось во время репетиций и особенно по отношению к ним молодежной редакции ЦТ. А одесская команда была совсем новая, никому не известная.

Началась игра... Кто-то очень умный придумал для нового КВН новую систему оценок: выигрыш в конкурсе — очко, проигрыш — ноль. А всего конкурсов в сценарии было пять. После четырех одесситы вели 3:1. Дальше игра теряла смысл. Зрители присутствовали просто на концерте. И нужно сказать, получили удовольствие. Последним был конкурс «Домашнее задание». Монолог «О красоте» в исполнении одессита Янислава Левинзона продолжался одиннадцать с половиной минут. А текста там было от силы на три. Все остальное время была овация зрителей. Член жюри Гарри Каспаров несколько раз от смеха упал со стула. А уже упомянутый нами Ярослав Голованов после домашнего задания одесситов встал и сказал, что, хотя обычно в КВН известными народу становятся только фамилии капитанов, для одессита — исполнителя этого монолога нужно сделать исключение. Он заслуживает того, чтобы его фамилию узнала вся страна. «Как тебя зовут?» — ласково обратился он к одесситу. «Янислав Левинзон», — робко ответил Яша. На лице задававшего вопрос возникло некоторое смущение. Но все закончилось благополучно. Телевидение просто вырезало этот эпизод, и страна так тогда и не узнала, как звали ее героя. Что ж, это был только 1986 год — всего лишь начало перестройки, и к звучанию с экрана еврейских фамилий страна, по мнению функционеров от ЦТ, готова еще не была...

4:1 в пользу Одессы — вот счет этой первой игры сезона. Кроме блестящего домашнего задания одесситов, где взошла звезда Левинзона, зрители надолго запомнили и великолепную пародию на фильм «Место встречи изменить нельзя», где роль «Горбатого», руководившего в телеателье ремонтной бригадой «Черно-белая кошка», исполнял еще один участник одесской команды, ставший в этот вечер звездой, — Олег Филимонов. Он и исполнитель другой главной роли в этой сцене — роли «Промокашки» — все тот же Яша Левинзон буквально покорили публику. «Одесские джентльмены», «Специалист по красоте», «Горбатый», ходивший по сцене в валенках, мгновенно стали телезвездами и героями газетных публикаций.

Встречу записали в ноябре, а показали только второго января 87-го. Узнать себя на экране одесситам было довольно трудно, но все-таки возможно. Наибольших высот по части хирургии Центральное телевидение достигло при монтаже полуфинала Одесса — Воронеж. Увидев эту выигранную ими вчистую встречу по телевизору, одесситы ужаснулись. Ничего даже близко похожего на то, что было в зале. Вместо блестящих реприз — какие-то оборванные фразы, вместо хохочущего зала — скучные лица соперников... Тут же из Одессы была направлена на ЦТ ультимативная телеграмма с требованием играть финал в прямом эфире. В противном случае Одесса участвовать в финале отказывалась. Начались трудные переговоры. А тут еще команда МИСИ, уступившая воронежцам в первой встрече, отказалась играть полуфинал, и соперниками одесситов вновь стали уже однажды проигравшие им московские химики. Можно себе представить, как они жаждали реванша... Одесситам было обещано участие в монтаже передачи, и команда на собрании приняла решение: играть! Никто, конечно, к монтажу никого не допустил, но это было позже, а пока началась подготовка к финалу...

И вот он пришел. Москвичи прекрасно подготовились к встрече. Это был их последний шанс. Но одесситы и на этот раз оказались и веселее, и находчивее. Первый конкурс — приветствие. Одесса впереди. Разминка. Здесь традиция тем более не нарушена — одесская команда разминку всегда выигрывала. В рядах соперников легкая паника. И тут начались странности. То во время выступлений одесситов болеющая за москвичей часть зала начинает деланно смеяться посреди фраз, то рьяный работник телевидения затевает в зале шумную драку с владельцем видеокамеры как раз в тот момент, когда Янислав Левинзон произносит свой очередной монолог в домашнем задании... Перед последним конкурсом (а это был конкурс капитанов) Одесса тем не менее впереди. Победную точку во встрече поставил капитан одесситов Слава Пелишенко, разгадавший хитрую ловушку химиков...

Так после пятнадцатилетнего «застойного» перерыва Одесса вновь стала чемпионом КВН. «Одесские джентльмены» покорили страну. Резко увеличился конкурс в Одесский университет. Шарфик, бабочка и трубка стали последним криком моды. Многие на улицах стали обращаться друг к другу «сэр», «леди». Возможно, мы преувеличиваем, выдаем, так сказать, желаемое за действительное, но многое здесь правда. Как правда и то, что одесская команда в новом, возрожденном КВН подтвердила свою прежнюю репутацию, продемонстрировав на сцене интеллигентный и вместе с тем очень демократичный юмор. Который был в то же время истинно одесским, поскольку был именно юмором.

Вот, скажем, тема полуфинала звучала так: «КВН переходит на летнее время». Приветствие одесситов начиналось следующим образом. На сцену, сняв котелки и положив их на руку, со скорбными лицами выходили два джентльмена и, обращаясь к публике, сообщали, что «в связи с переходом на новое время клуб одесских джентльменов предлагает почтить старые времена минутой молчания...». И через мгновение: «В связи с ускорением просим считать минуту оконченной...». И дальше в приветствии: «Весна, сэр! Обратите внимание, как все течет, как все изменяется! Как все благоухает и цветет!.. А как растет и наливается соком новое поколение руководящих работников!..»«Да, сэр. Хотя еще вчера представить себе руководящих работников, которые наливаются исключительно соком, было совершенно невозможно!..». Или вот еще: «Представьте, сэр, что вы директор завода. Как вы думаете, что нужно поменять на вашем предприятии, чтобы его продукция вышла на уровень мировых стандартов?» — «Нужно поменять мировые стандарты, сэр!..».

И еще об очень важном. КВН конца шестидесятых и начала семидесятых был неповторим еще и потому, что это был настоящий Клуб. Дружеские отношения и желание просто играть были в нем превыше всего. Рядом с одесской командой всегда были ее истинные друзья. И это несмотря на то, что иногда они же оказывались и соперниками. Знаменитый, по мнению многих лучший капитан всех времен и народов Ярослав Харечко (Московский нефтехим имени Губкина), Витя Майзенберг из МИСИ, душа компании Алик Гольдман из кишиневской команды, блестящий капитан Московского физтеха Ефим Аглицкий и лучший автор его команды Женя Окс (кстати, оба в прошлом одесситы, а ныне — уже и не москвичи), прекрасные Алик Аксельрод, Матвей Левинтон и Миша Кондрор из МОЛМИ. Всегда в зале на стороне болельщиков Одессы была и Инга Аглицкая, которая хотя сама и не играла, но была самой верной болельщицей своих земляков, к счастью, так ни разу и не встретившихся с командой ее мужа.

И когда КВН возродился, в московской гостинице вновь тут же оказались московские одесситы — Юра Макаров, Марк Водовозов, Фима Аглицкий, Сеня Лившин, Женя Окс, Боря Зильберман (ныне все без исключения уже очень далеко от Москвы). И снова все дружно пели в честь очередной победы своей команды старые кавээновские песни, заканчивая, как правило, той, из финала Кубка чемпионов, музыку которой написал несравненный, лучший в КВН маэстро Эрнест Штейнберг:

До свиданья, дорогие зрители,
Вот и пробил наш урочный час.
Голубой экран и свет юпитеров,
Вспомним мы о вас еще не раз.
Не забыть нам это здание
И гостиницы Москвы.
До свидания, до свидания,
Мы уходим, увы...

А потом, уже под утро, доходила очередь и до прощальной песни новой команды, написанной на музыку популярного тогда «Вернисажа»:

Урочньй день придет опять,
Команды будут здесь играть,
Играть вдвоем, но не со мною.
Веселый праздник, грустный смех,
И пораженье, и успех —
Все будет вновь, но не со мною.
Смеяться снова будет зал,
Но не над тем, что я сказал, —
Над тем, что сказано не мною...
Все это будет без меня,
Но я дождусь такого дня,
И это будет вновь со мной!..

И все — молодые и ветераны — дружно подхватывали:

Ах, КВН, ах, КВН,
Ты свеж, как ветер перемен,
Который веет над страной,
А не в Венеции весной...
Ах, КВН, ах, КВН,
Мы вновь к тебе попали в плен,
С тобой свидание для нас
Всегда как будто в первый раз!..

В сезоне 1989/90 Одесса вновь стала чемпионом КВН на всесоюзном телеэкране. Что, конечно, не удивительно. Но это уже была другая игра и другая эпоха...

 

 


Май 1967-го. На Киевском вокзале одесскую команду встречает лично Матвей Левинтон – капитан команды КВН МОЛМИ (Московского ордена Ленина медицинского института).

 


Одесская команда на фоне телетеатра на пл. Журавлева. Через час игра.

 


Одесситы входят в Телетеатр. Эмблему несет Семен Лившин.

 


Финал сезона КВН – 1966-67 Одесса-МОЛМИ. Знаменитое одесское приветствие, где вдруг на сцену в белом халате вышел Додик Макаревский – копия капитан москвичей Матвей Левинтон – и широко улыбнувшись, произнес: «Здрасьте, я ваша, Мотя!..»

 


Конкурс капитанов встречи Одесса-Москва.
Слева направо: Матвей Левинтон, Александр Масляков и Валерий Хаит.

 


Сезон 1969-70. Одесские трубочисты.

 


Полуфинал Кубка чемпионов. Встреча Одесса – МИСИ. Одесситы к разминке готовы.

 


Жюри КВН тех лет. Слева направо: легендарный телекомментатор Николай Озеров, писатель Леонид Зорин, завотделом фельетонов «Известий» Эльрад Пархомовский, над ним стоит редактор молодежной редакции Марат Гюльбекян, далее писатель Яков Костюковский и обозреватель «Комсомольской правды» Ярослав Голованов.

 


1971 год. Еще одна встреча на Киевском вокзале. Капитана одесситов встречает сам Юлий Гусман. Нетрудно догадаться, что встреча продолжилась и на сцене телетеатра. Рядом с Гусманом знаменитый капитан команды КВН московского института нефти и газа им. акад. Губкина Ярослав Харечко.

 


На сцене слева – одесские трубочисты, справа – рижане, во главе с их капитаном Юрой Радзиевским. В центре – Юлий Гусман с бюстом капитана одесситов.
Помнит ли кто-нибудь, что это было?..

 


Наше приветствие во встрече Одесса – Баку.
Одесские трубочисты в парадной форме.

 


На сцене Валя Крапива, Юра Макаров и Шурик Гендельман.
Значит, и этот конкурс Одесса выиграет!..

 


Сезон 1971-72. Тройной финал – Ереван-Фрунзе-Одесса. На сцене победители – одесситы. После этого КВН закрыли…

 


Сезон 1986-87. Одесские джентльмены.

 


Красиво?.. Красиво!..
Янислав Левинзон, монолог с зеркалом.

 


Финал. МХТИ – Одесса. Одесситы с золотыми медалями и призом – телевизором «Фотон».

Комментарии  

#5 КВН 1971-1972 г финалАлександр 18.03.2017 12:54
Освещение финала - не верное. ИНХ г.Одесса выиграла два очка у ФПИ г.Фрунзе и 11 очков у ЕПИ г.Еревана , но руководство Одесской команды за час или два до начала записи программы выставило ультиматум " Молодежной редакции ", что команда не выйдет на сцену , если в жюри будут сидеть определенные люди . Четверо постоянных членов жюри ушли и финал судили три члена жюри: Н.Озеров,Н.Фатеева и какой-то комсомольский деятель. Два конкурса, где было небольшое преимущество Фрунзе не попали в эфир. Кстати, конкурс капитанов, уважаемый мной Юра Макаров(царство ему небесное) проиграл Равилю Галямову по сумме двух капитанских конкурсов( полуфинал и финал) - в полуфинале Равиль выиграл,а в финале была ничья. А я так рассчитывал на воблу , венок из которой надели на Юру Макарова- победителя капитанских конкурсов.
Цитировать
#4 RE: От одесских трубочистов до одесских джентльменовРедакция «Фонтана» 02.08.2016 16:55
Цитирую Борис:
Если меня память неподводит...

Вы ошиблись, Борис. Память вас подвела. Это говорил именно Волович ( и пр плазму!), кот. никакого отношения к команде нархоза не имел. И было это в сезоне 70-71 гг, в Кубке чемпионов, где играла еще прежняя сборная...
Цитировать
#3 RE: От одесских трубочистов до одесских джентльменовБорис 31.07.2016 02:20
Если меня память неподводит,фраза "Шампанским и не пахло" не принадлежит Юрию Воловичу. После фразы "Пахло духами" появилась фраза "Стол накрылся. Шампанским и не пахло". Эта фраза принадлежала команде КВН Одесского Института Народного Хозяйства, которой также принадлежал такой перл, как "Ой, я боюсь, там плазма".
Цитировать
#2 Памяти Валентина КрапивыАртём Селиванов 01.04.2016 23:15
Один из авторов и активных соучастников ТОЙ эпохи одесского КВН, Валентин Крапива, долгое время надеялся создать команду, которая могла бы играть в правильную игру. Он хотел назвать её "Old stile" и хотя бы раз выйти с ней хоть куда-нибудь. Мы с ним отталкивались от фразы "Умирает старый КВН...". Мысленно он уже всё придумал и поставил. Он уже представлял, как его вывозят или выносят, как он пафосно играет старого еврея (а он мог сыграть это не просто пафосно, а гениально), но была проблема - не с кем было это сделать. Кто? Я да пару тех, кто не чувствует? И незабвенный Гельман говорил, мол, успокойся уже. А он хотел, чтобы именно "Old stile", чтобы именно фраза "Умирает старый КВН...". Их, настоящих, в чём-то наивных, живущих от сердца и говорящих от ума, осталось, увы, так не много. Умер старый КВН. И всё, что мы можем себе позволить - память...
Цитировать
#1 к истории игры Одесса - ДнепропетровскДмитрий 11.06.2015 00:13
Как было справедливо сказано, в те далекие времена встречи транслировались в прямом эфире. Однако это отнюдь не означает, что они были бесцензурными. Накануне игры команды показывали специальной комиссии всё, что не было импровизацией ("Приветствие", "Домашнее задание" и т.п.). Так вот, эта комиссия запретила обеим командам показывать "Домашнее задание" в том виде, как оно было ими подготовлено. А теперь - самое интересное. Одесситы пренебрегли этим запретом. А днепропетровцы - нет. Почему - теперь уже, наверное, не узнать. Может быть, не рискнули, может быть, просто не пришло в голову, а может - сочли неэтичным (поскольку знали, что и одесситам их вариант запретили). Ну, и конечно, наспех слепленное, плохо отрепетированное "Домашнее задание" днепропетровской команды выглядело просто ужасно. Мне почему-то запомнились на сцене какие-то дети детсадовского возраста - уж не помню, какова была их роль, но помню, что они с нею совершенно не справились: потерялись от света, публики, да и слова, наверное, не успели толком выучить. В общем, всё это было полным провалом, что, разумеется, сказалось на оценках.
Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после модерации. Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные и грубые выражения, рекламу, не будут допущены к публикации.
N.B. Свои миниатюры и другие произведения просьба присылать на e-mail редакции, а не оставлять в комментариях.


Защитный код
Обновить

Фонтан рубрик

«Одесский банк юмора» Новый одесский рассказ Под сенью струй Соло на бис! Фонтанчик

«эФка» от Леонида Левицкого

fontan-ef-pechat.jpg

Книжный киоск «Фонтана»

Авторы