Индикатор

Тонкий мир

Наталья Хаткина

Не то что бы я так любила общественный транспорт, но мне нравится наблюдать и делать умозаключения. Простенькие, конечно, но какой ум – так он и заключает. По мне, транспорт – это индикатор. Чего индикатор? Я не знаю. Кажется, всего. 

Вот, пишут, в Японии старушкам в общественном транспорте место не уступают. Не принято. Если какой-нибудь наш, воспитанный по старинке, дурачок, неизвестно почему оказавшийся в японском метро, постарается насильно усадить старушку на свое место, она сначала будет смущенно, но бурно отбиваться, а потом замучает поклонами и благодарностями. 

Так что ну их, этих японских старушек. 

Вот наши старушки – они ого-го! Они как припустят за трамваем с двумя набитыми баулами в руках. Водитель ждет. Это индикатор – добрые у нас водители трамваев. А старушки как вломятся в этот трамвай, как начнут дышать со свистом и оглядываться по сторонам… Мало кто это может вынести. Вот им и говорят: 

– Садитесь, бабушка. 

У нас всех старушек называют бабушками. Это индикатор общинности нашего сознания. 

Бабушка садится, причем иногда даже «спасибо» не говорит, а говорит только «уф!»!

И ее можно понять. Она ведь не нарочно. Ей нужно было «скупиться» на дешевом рынке – и все домой, все внукам-правнукам. Чтобы кушали отлично и учились хорошо. Это индикатор самоотверженности наших старушек, которые бабушки. 

Усевшись и отдышавшись, старушки начинают беседовать. 

– Соседка моя Алексеевна совсем умом тронулась. Ничего не понимает. 

– Ну, неужели совсем ничего?

– Совсе-е-е-м! У меня нет горячей воды, в шестой квартире нет горячей воды, во всем доме нет горячей воды. А она говорит, что у нее есть! Нет, это маразм! 

Я примеряю на себя этот маразм – и мне нравится. В этом направлении и нужно двигаться. Ну, нету у тебя чего-нибудь, а ты думай, что есть. Само собой образуется счастье. Индикатор пользы положительного маразма. 

Есть индикатор и отрицательного. Молодой человек догоняет троллейбус, на ходу раздвигает двери руками, втискивает наполовину свое упитанное тельце. Некоторое время, шаркая ногой по асфальту, волочится в подвешенном состоянии и, наконец, утверждается в салоне. 

Наше общинное сознание хором вопиет:

– Ты что, идиот? Ты же под колеса мог попасть! Тебя же переехало бы!

– Это их проблемы, – отвечает джентльмен и великолепным жестом снимает невидимую пушинку с пиджака. Набрался слов. Из телевизора, поди. Он у себя в голове владелец джипа или хотя бы «Таврии». Ему непонятно, откуда эти люди, и о чем они… Это сон. Личико у него с надутыми щечками, и губки – куриной гузкой. Глазки наполнены детской обидой. Почти слезой. И ищут, ищут где бы сесть. Где руль? Где сиденье? В конце концов у одной внуколюбивой старушки лопается сердце и она уступает место «бедному мальчику». И он, представьте, садится!.. В Японию таких старушек, в Японию! 

Общественный транспорт бывает еще индикатором межличностых отношений. 

Необыкновенные вещи происходят, необыкновенные! 

Вот две подруги сорока двух лет. Тонкая изысканная Ида с короткой стрижкой не то серебряного, не то стального цвета. Она презирает «позолоченное серебро». Только естественность! И совершенно неестественная (это с точки зрения Иды) толстушка Ася в футболке-размахайке и коротких штанцах. И красит свою седину, врушка! В брусничный цвет с искрой! На лето они поселились почти бесплатно в Ирпене, а ездят с культурной целью посещать музеи и обозревать архитектурные памятники в Киев. Один день с точки зрения Иды выдался абсолютно некультурным. В транспорте было полно юношей с лицами, раскрашенными в цвета украинского флага. Футбол! Футбол! Ида косилась на них с неодобрением. Футбол, это так… Вульгарно. 

Ася крутила головой, как заводной попугайчик, и прислушивалась к толкам. Ей было все интересно: и на какой минуте забили мяч, и почему Задериноженко не виноват в промахе, просто его слишком рано выпустили на поле после травмы, и всякие нехорошие слова про тренера… Слушать ей было удобно: раскрашенные юноши любезно уступили ей место. Она охотно хлопнулась на сиденье и преувеличенно благодарила. И без того строгое лицо Иды становилось высокомерно-брезгливым. Почему Асе? Почему не ей? Ася ничего не замечала. 

Вечером подруги возвращались в Ирпень последним автобусом. Он был набит до чрезвычайности. И там было темно. Дамы повисли на поручнях. Ехать было долго. Ида стоически терпела. Ася включилась в беседу с крепко сидящими (заранее, наверно, пришли) мужиками. О футболе, а как же! Наслушалась. Она им и про Задериноженко, и про тренера… А голосок пронзительный, ой! В конце концов один мужик во тьме не выдержал и:

– Девушка, садитесь, только заткнитесь! 

Болтушка тут же уселась и благодарно заткнулась. Проспала до самого Ирпеня. 

Утром Ася сделала открытие:

– Ида, посмотри, почему мне все место уступали! В профиль смотри! Во я балда! Надо пузо подтянуть! Или наоборот – не подтягивать? 

Да, у Аси есть привычка стоять пузом вперед. А в футболке-размахайке можно было предположить, что она… Э-э-э… В интересном положении. В ее возрасте, право, это даже лестно. 

– А почему тогда в темноте? – подозрительно поинтересовалась Ида.

– Так это… За мой дар речи. 

С тех пор дамы больше не разговаривали. А без индикатора еще сто лет думали бы, что подруги-подруги. 

 Впрочем, есть у меня подозрение, что все бедные люди будут ходить только пешком. Общественный транспорт вытесняется личным. Личный ведет себя неприлично. 

На переходе типа «зебра» – наш свет, зеленый – пожилой дяденька оттягивает меня назад:

– Стой! 

Я стою. 

На красный с гуденьем и песнями едут три черных лимузина, очень похожие на катафалки, украшенные веночками. Шикарно! И никто им не указ.

Из меня сыплются нехорошие слова. 

Дяденька успокоительно похлопывает меня по плечу:

– Это ж какая драка будет на такой свадьбе! 

Спасибо, дорогой друг. Пойдем пешком. Куда-нибудь подальше. И никаких индикаторов! Так, в глаза посмотреть, о своем потрепаться…

 

Материалы, опубликованные на страницах из произведений разных авторов, не отображаются в списках. Воспользуйтесь поиском по сайту для получения более полной информации по автору.

Фонтан рубрик

«Одесский банк юмора» Новый одесский рассказ Под сенью струй Соло на бис! Фонтанчик

«эФка» от Леонида Левицкого

fontan-ef-music.jpg

Книжный киоск «Фонтана»

«Фонтан» в соцсетях

  • Facebook – анонсы номеров и материалов, афоризмы и миниатюры, карикатуры
  • Google+ – анонсы номеров
  • YouTube – видеоархив

 

 

Авторы