Начинающим ценителям всего элитарного

Квартет И

Леонид Барац, Сергей Петрейков, Ростислав Хаит

СЛАВА. Уважаемые начинающие ценители всего элитарного!

Правило номер один: ни в коем случае не любить то, что нравится всем. Любить можно только то, что мало кому нравится,… а оптимально найти то, что никому не нравится, и полюбить это. За это же. 

Если ты так и не решил, нравится тебе что-то, или не нравится, лучше пусть не нравится. Надежней. Вот, допустим, сказал ты, что тебе нравится Трюффо – и не угадал (ВСЕ: «фу-у-у!»): в этой компании это как раз моветон. И тебя запрезирали. (Все иронически смеются). А сказал ты, что тебе НЕ нравится Трюффо (ВСЕ: «О!») – вот всем он здесь нравится, а тебе нет. И все такие: (ЛЕША: «ух ты! смело…»). С уважением. Потому что ты поставил себя выше Трюффо. (Все с уважением переглядываются – вот, мол, как!). И еще дал всем возможность сказать (КАМИЛЬ: «нет, ну, все-таки, не так все у Трюффо плохо»), то есть так снисходительно похлопать Трюффо по плечу. (Похлопал Сашу по плечу, тот радостно застеснялся). И вот уже вся эта компания выше Трюффо, а ты выше всех в этой компании. (Все мелко аплодируют)

Из всех искусств для нас важнейшим является… непонятное; если в произведении все понятно, ты лишаешься главного: возможности сказать «а вот я понял». В этом смысле «Улисс» – беспроигрышный вариант. Я знаю людей, которые знают людей, которые дочитали его до конца. Считают его самым великим романом, – а иначе, зачем они тратили столько времени? Зато теперь можно блеснуть в компании… правда, блеснуть можно и не читая, потому что проверить, все равно, никто не сможет. 

Очень хорошо найти в произведении библейские ассоциации. Если они есть, произведение в любом случае удалось. А если даже их там нет, то что?… то они там все равно есть. Вот, допустим, братья поссорились – все понятно, Каин и Авель; плывет по морю корабль – это пока просто корабль плывет. А если плывет корабль и льет дождь – Ноев ковчег; сердобольная проститутка – Мария Магдалина. И только не надо задавать вопрос (КАМИЛЬ: «а хули они тут делают, эти библейские ассоциации?») и (ЛЕША: «а почему они как-то улучшают этот плохой фильм? самим фактом своего присутствия?»). Не надо замахиваться на святое. Ценность такой ассоциации в том, что ты догадался и ощутил свою причастность к высокому. 

САША. И что? А если в кроссворде вместо «полиэтилен» и «Жанна Фриске» предложат угадать «алтарь» и «паникадило» – он от этого станет носителем духовности?

(СЛАВА – иронический взгляд, жест зрителям: не буду даже обращать внимание).

Джойс, Пруст, Кафка. И то Кафка уже… слишком много его… Чехов, Достоевский, Пастернак – ну, так… общее место. Пушкин, Толстой, Чайковский – смешно. Детский сад.

Теперь о поведении. Выражение лица – скучающе-снисходительное. (Камилю: «еще скучнее… еще снисходительнее»). Как будто у тебя под носом что-то протухло и слегка пованивает. (Камилю: «вот»). Кстати, с этим выражением надо не только ругать, но и хвалить. На всякий случай. Восторг души – удел слабых. Сильные люди уверенно опускают и снисходительно отдают должное. Это как в человеческих отношениях: нельзя показывать первым свое расположение, – это обязательно расценят, как проявление слабости. Ну, вот, допустим, объяснился ты в любви, то есть, уже сказал ей «да». А у нее еще есть возможность сказать тебе и «да», и «нет», и «ну, не знаю…», или просто тянуть с ответом как угодно долго. Она – в сильной позиции, а ты – в слабой.

(Леше). Не знаешь, как себя вести – будь загадочным и немного странным. (Леша скашивает глаза. «Да, вот таким»). Пусть теперь другие не знают, как себя с тобой вести. Говори потише. Пусть прислушиваются. Если нечего сказать – еле слышно шевели губами. Пусть догадываются, пусть переспрашивают. А ты лукаво улыбайся и пускай струйки дыма. (Леша хохотнул).

Смеяться нельзя. Можно посмеиваться. Иронически. (Леша попробовал). Если не знаешь, как это – «иронически» – лучше не посмеиваться. (Леша поперхнулся)

Вообще, если честно, читать «Улисса» – необязательно. Достаточно, чтобы он тебе очень нравился. И для этого, кстати, полезнее не читать…

 

Фонтан рубрик

«Одесский банк юмора» Новый одесский рассказ Под сенью струй Соло на бис! Фонтанчик

«эФка» от Леонида Левицкого

fontan-ef-worldmap.jpg

Книжный киоск «Фонтана»

«Фонтан» в соцсетях

  • Facebook – анонсы номеров и материалов, афоризмы и миниатюры, карикатуры
  • Google+ – анонсы номеров
  • YouTube – видеоархив

 

 

Авторы