Редакторская колонка

Юмор и власть

– чем не тема для «Фонтана»? Нет, правда, юмор как средство коммуникации, и в политике – вещь незаменимая. Давно известно, что на самых сложных дипломатических переговорах, особенно в тупиковые моменты, стоит прозвучать удачной шутке – и тут же ситуация разряжается, а зачастую и находится решение... 

Но нас интересует более узкая тема – юмор во властных кабинетах. Нет, любопытно все-таки, какие там шутки и анекдоты звучат за закрытыми дверями? Подозреваю, что уровень этого самого начальственного юмора говорит и об уровне руководителей вообще.

Много говорят о юморе Сталина. Приводят примеры. Но во всех этих рассказах есть, согласитесь, какая-то скрытая подобострастность.  Нетрудно представить, как вождь, попыхивая трубкой и ухмыляясь в усы, произнес сакраментальное: «Есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы» – и как радостно засмеялись и зааплодировали его навек перепуганные соратники. 

Кстати, что-то никто не упоминал о юморе Ленина. Может, его у него и не было?..

Хотя я, к примеру, слышал, что когда убили немецкого посла Мирбаха и вождь ехал в немецкое посольство извиняться, он вроде бы, размышляя о сложности миссии, сказал так: в следующий раз пусть сам убийца едет и извиняется!.. 

Известно, что блестящими остроумцами были Черчилль и де Голль. И почему-то кажется, что во времена их правления в Англии и во Франции невозможны были бы эстрадные программы типа российского  «Аншлага» и украинского «Золотого гуся». Вот кажется почему-то – и все!

А взять, допустим, В. В. Путина. Заявив свой этический уровень словами «мочить в сортире», он и дальше демонстрировал шутки такого же пошиба. И если подобные фразы были призваны повысить его рейтинг среди народонаселения (а президенты, как известно, ничего просто так не произносят), то вполне понятно, за кого он этот самый народ принимает.

Помнится, когда на Рейгана покушались и ранили его, то на следующий день в телеэфире прозвучала блестящая реплика: мол, простите, не смог от пули увернуться, возраст уже не тот. Я слышу в этой фразе не только тонкий юмор, но и уважение и доверие к согражданам.

А взять, скажем, Украину. Думаю, наш первый президент Леонид Кравчук смог договариваться и решать вопросы с Ельциным именно потому, что обладал обаятельной хитростью и был лишен политической гордыни.

Потом у нас был Леонид Кучма. Я не помню, чтобы видел его улыбающимся. Что, впрочем, нечего не говорит о том, обладал он юмором, или нет. На гитаре, правда, играл, Окуджаву пел. Ну хоть что-то…

Вот с Ющенко такой проблемы не было. Какой юмор?! Когда он выходил на люди, на его лице всегда было выражение, что все умерли, и он по ним скорбит.

Виктор Янукович тоже не особенно веселился. Но нас точно веселил: то Анна АхмЕтова, то великий украинский поэт Чехов.

Кстати, могла стать Президентом и Юлия Тимошенко. Но не стала. А ведь смех (помните?) какой у нее был искренний. Впрочем, к тому моменту искренним у нее только смех и остался.

Петр Порошенко. Ну, тут просто: с таким внутренним и внешним  величием никакой юмор не сочетается. Не царское это дело.

И вот на этом многолетнем неулыбчивом, практически печальном фоне, видимо, и смог прийти к власти профессиональный юморист и прирожденный комик Владимир Зеленский…

Валерий Хаит Всего вам смешного!

 

Фонтан рубрик

«Одесский банк юмора» Новый одесский рассказ Под сенью струй Соло на бис! Фонтанчик

Книжный киоск «Фонтана»